Вы здесь

На уникальном озере Тоджа.

Аватар пользователя Rinofrv

Давно мне хотелось побывать в глухом таежном крае. После изучения карт и знакомства с путевыми заметками охотников я решил поехать в Туву, в Саяны. Пригласил товарищей. Желающих нашлось трое. Стояли погожие теплые дни середины августа. Но мы решили взять палатку, спальные мешки, штормовки, телогрейки и по две пары теплого белья. Впоследствии сожалеть об этом не пришлось. Конечно, у каждого были ружье и спиннинг.

Из Москвы отправились самолетом и на вторые сутки прибыли к месту назначения — Тоора-Хем (Тоджа). Местные охотники посоветовали нам побывать на озере Тоджа и подняться вверх по впадающей в это озеро реке Азас. Нам повезло: до озера на пункт приема пушнины шла грузовая машина и шофер охотно согласился нас довезти. Солнце уже было на закате, когда мы подъехали к озеру. Перед нами открылась величественная и удивительная по красоте картина. Спускаясь большим красным шаром за горизонт, солнце косыми лучами освещало гладкую, как зеркало, поверхность озера, придавая ей розоватый оттенок. Берега были обрамлены лесистыми спускающимися к самому озеру горами. В лучах заходящего солнца скалы казались серо-розовыми, прибрежные лесистые горы были светло-зелеными, а дальние, покрытые дымкой, утопали в синеве. Вся эта картина причудливо отражалась в озере, придавая ему сказочный, волшебный вид. Разбросанные по озеру острова, покрытые сосновым лесом, еще более усиливали красоту этого чудесного уголка природы.

Мы остановили машину и несколько минут зачарованно смотрели на раскинувшийся перед нами сказочно красивый мир. У домика, в котором располагается приемный пункт, нас гостеприимно встретил хозяин. Здесь мы решили организовать нашу основную базу. Николай, так звали хозяина, прибыл на озеро Тоджа недавно и изучил его еще недостаточно хорошо; нам предстояло это сделать самим. Хозяин любезно предоставил нам моторную и небольшую резиновую лодки.

На другой день мы отправились знакомиться с озером и выбрать место охоты. Озеро протянулось с запада на восток почти на 25 километров, а ширина его местами доходит до десяти километров. В западной части озера берега обрывистые, водной растительности нет. Утки встречаются редко. Проплыв вдоль берега в восточную часть озера, мы попали в устье реки Азаса. Обилие кормовых трав и камышовых зарослей создает там благоприятные условия для водоплавающей птицы. Мы заглушили мотор и поплыли на веслах. Утки с шумом выпархивали почти у самого носа лодки и, немного отлетев, вновь садились. Некоторые утки, завидев лодку, спокойно уплывали в камыши. По всему было видно, что птица здесь не пугана. Время клонилось к вечеру и мы решили добыть дичи на ужин. Стрелять сидящих на воде уток было неинтересно. Мы нашли подходящее место для засидок и одного охотника отправили на резиновой лодке в камыши спугивать уток. Ещё при выезде мы решили ограничить свой охотничий азарт насущными потребностями и довольствовались в этот вечер парой кряковых, четырьмя серыми утками и тремя чирками. На озере Тоджа мы провели несколько дней. Каждый раз возвращались с хорошими трофеями. Занимались не только охотой, но и всегда успешной там рыбной ловлей. В озере водятся таймень, ленок, хариус, сиг, щука, окунь и другая рыба. Интересны для туристов-охотников и острова. Там есть рябчики, тетерева и даже глухари. На одном из островов мы видели у воды следы медведицы и медвежонка. На островах очень много ягод: малина, красная и черная смородина растут в изобилии. Ознакомились мы и с прилегающей к озеру местностью. Проводили однодневные походы в различные районы. Всюду, где нам удалось побывать, видели много рябчиков, тетеревов, глухарей. Птица не пугана. Вспорхнет из-под ног целый выводок рябчиков и усядется на ближайшие кусты. На рябчиков мы почти не охотились. Стреляли только тетеревов и глухарей. Большого труда это не составляло: взлетев, тетерева и глухари далеко не улетают и свободно подпускают на выстрел. В тайгу мы не удалялись от нашей базы более чем на 15 километров. При этом всегда делали отметки на деревьях и по ним возвращались обратно. Были у нас, конечно, компасы, но с ними ходить по тайге не очень удобно, приходится постоянно следить за курсом. Гораздо легче сделать отметку. Мы заранее нарезали листочки бумаги и прикрепляли их к кустам. В лесах много белки и бурундука. Часто приходилось поднимать с лежки крупного зверя — не только маралов, но и лосей. За ними мы не охотились, потому что не имели разрешения на отстрел. Однажды набрели на место обитания кабанов; кругом все было вспахано и перерыто. Правда, самих кабанов мы не видели.

Проведя несколько дней в прибрежной тайге, мы поднялись на 60 километров вверх по реке Азасу. Вверх на моторной лодке нас доставил Николай, а вниз спускались сами: двое плыли в резиновой лодке, а двое шли по берегу. Это было интересное и увлекательное путешествие. Река неглубокая и неширокая, плыть по ней безопасно, течение в то время было слабое. Однако нужно быть всегда начеку, чтобы не повредить лодку о камни, во множестве выступающие из воды или близко подходящие к ее поверхности. В глубоких местах много рыбы, особенно хариуса. В зарослях гнездятся утки и гуси, а по берегам бродят косули, маралы, лоси и медведи. Прибрежные леса богаты пернатой дичью. Мы делали остановки на один-два дня. Охотились на уток, тетеревов и глухарей. Охота всегда была удачной. Полные впечатлений возвратились мы в Тоора-Хем. Через час были уже в самолетах, а спустя несколько часов бодрые, закаленные возвратились в Москву. Это было увлекательное путешествие, впечатления о нем незабываемы.